им. Ю.А. Орлова РАН
Палеонтологический практикум
Палеонтологический практикум ежегодно проводится на базе Палеонтологического музея им. Ю.А. Орлова Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН с 2005 г. и занимает важное место в учебно-просветительской деятельности музея. Программа практикума рассчитана на педагогов и учащихся школ, центров внешкольной работы, дополнительного образования, методистов, специалистов в области экологического образования и прошла многолетнюю успешную апробацию. Программа является междисциплинарной, имеет краеведческую направленность и включает углубленное изучение материалов по экологии, биологии, географии, геологии и палеонтологии. В практикуме используется уникальная образовательная среда музея — экспозиции залов и отдельных тематических витрин, в которых представлены богатейшие коллекции ископаемых организмов. Практикум позволяет получить развернутое углубленное представление о развитии жизни на Земле. Он хорошо известен не только учителям Москвы и Подмосковья, но и других регионов страны.
В соответствии с новым образовательным стандартом практикум направлен на овладение универсальными учебными действиями и достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Он способствует популяризации палеонтологии и естествознания, более глубокому и полному усвоению знаний об эволюции биосферы, развитию экологического мышления и исследовательской компетенции школьников.
Программа практикума включает несколько учебных модулей, сочетающих как теоретические, так и практические занятия с использованием натурного палеонтологического материала. Видом дополнительной практической работы являются организованные выезды на палеонтологические раскопки в ближнем Подмосковье.
Практикум предлагает следующие формы работы на базе музея:
— учебные экскурсии и занятия по выбранным тематическим модулям (для школ);
— интегрированные занятия с опорой на школьную программу (для школ);
— проектно-исследовательская деятельность (для школ и индивидуальных участников);
— занятия в рамках программ дополнительного образования (для школ и индивидуальных участников).
Преподаватели школ могут выбрать как полный курс, рассчитанный на год обучения, так и отдельные тематические модули, посвященные различным аспектам развития органического мира. Для групп новых участников проводятся обзорные образовательные экскурсии по музею с целью выбора и уточнения тем работ и проектов. Содержание и количество занятий согласуются с методистом музея с учетом возраста учащихся, их количества и выбранных тем.
С 2015 г. практикум могут посещать не только организованные группы школьников с преподавателями, но и индивидуальные учащиеся в рамках программ дополнительного образования. Для них разработаны модули по теме «Изучаем экологические кризисы», а также палеокраеведческие программы «Неизведанные тропы Подмосковья» и «Исчезнувшие миры». Возможны дистанционные консультации для школ удаленных регионов, принимающих участие в проектно-исследовательской деятельности.
При прохождении практикума большое внимание уделяется не только приобретению навыков эколого-биологических и палеонтологических исследований, но и работе с информационными источниками, подготовке докладов, а также участию в проектно-исследовательской деятельности. Учащиеся практикума активно участвуют в семинарах, дискуссиях, круглых столах, конкурсах, квестах, фестивалях и других мероприятиях, проводимых на базе музея, а также в общегородских олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях, где их работы неизменно получают высокую оценку. Лучшие проектные работы ежегодно представляются на заключительной школьной конференции в музее и награждаются грамотами и дипломами. Учащиеся могут дополнить свое исследование художественно-литературной частью в виде стендовых работ, рисунков, коллажей, стихов. Занятия практикума оказывают глубокое личностно-эмоциональное воздействие на школьников, способствуя развитию их познавательного потенциала.
Учителя, желающие принять участие в практикуме с группой школьников, выполняющих исследовательскую проектную работу, подают заявку от школы в начале учебного года (сентябрь–октябрь); желающие заниматься по тематическим модулям или принять участие в интегрированных занятиях — в течение всего учебного года.
Индивидуальные участники, обучающиеся в рамках программ дополнительного образования, и имеющие паспорт, заполняют заявление установленной формы. Заявления на школьников младшего и среднего возраста заполняют их родители при наличии паспорта и свидетельства о рождении (август–сентябрь).
Для дошкольников и младших школьников в новом учебном году в очно-дистанционном формате проводится увлекательный вводный курс естественно-научной направленности «Палеонтология для детей».
Расписание занятий устанавливается в начале учебного года.
Дополнительную информацию можно получить у методиста Палеонтологического музея Диденко Марии Валерьевны, тел. +7(495)339-4544, email: mardi@paleo.ru