им. Ю.А. Орлова РАН
Август 2014
Следующий месяц |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
События
В 2014 году исполнилось 300 лет со дня образования Кунсткамеры Петра I
В 1714 году, в связи с переводом столицы из Москвы в Санкт-Петербург, туда же перевозят личные коллекции императора и библиотеку и размещают в Летнем дворце. Эту дату принято считать датой основания Кунсткамеры и началом музейного дела в России.
На втором этаже Летнего дворца, в трёх шкафах в нишах стен Зеленого кабинета, дверцы которых до сих пор застеклены «лунными» стеклами, помещались предметы первой петровской Кунсткамеры.
В 1716 году в Данциге (ныне Гданьск) у доктора медицины Готвальда была приобретена обширная коллекция минералов (1195 образцов). Дополненная образцами с российских месторождений, она послужила началом Минеральному кабинету Кунсткамеры. Собрание увеличивается и переводится в Кикины палаты, где с 1719 года открывается для публики.
«...Тогда приказал его величество находящемуся под начальством лейбмедика Арескина, главнаго оной Кунсткамеры надзирателя, библиотекарю Шумахеру: поелику все в надлежащем порядке учреждено и разставлено, то бы впредь всякаго желающаго оную посмотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи....». Петр I создает музей для образования и просвещения и приказывает охотников до знаний привечать и угощать, а не деньги с них брать. В указе 1719 года «О сборе редкостей и их покупке у населения» Петр I пишет: «…Ежели кто найдет в земле какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости скотские, рыбьи или птичьи, не такие какие у нас ныне есть, …також бы приносили за что давана будет довольная дача…» Таким образом, началось целенаправленное комплектование музея.
В восьми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находилась библиотека с редкими книгами и лаборатория, где предписывалось «прилежно исполнять ... надлежащую химическую работу». В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические препараты, зоологические и ботанические диковинки.
Вместе с тем, в 1717 году началось строительство нового здания для Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова.
8 февраля (28 января по ст.ст.) 1724 года была основана Академия наук. Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725г., в её ведение перешли музей и библиотека. Кунсткамеру стали воспринимать в обществе как учреждение для работы «ученых мужей».
В 1727 году Кунсткамера переехала в новое здание на Стрелке Васильевского острова, В 1745 году вышел из печати «Musei Imperialis Petropolitani. Vol. 1, pars tertia qua continentur ges naturales ех regno minerali». В этом каталоге разделы, содержащие описания кристаллов, поделочных, драгоценных камней и изделий из них, янтарей и окаменелостей, принадлежали М.В. Ломоносову. В разделах «Материи в камни обращенные» и «Животные водяные, в камень обращенные» перечисляются табулярии, ежи, рога Гаммоновы, камень с знаком целыя рыбы, рога единорога, куски дерева, в камень обращенного (Ломоносов, 1954). Таким образом, уже в первоначальном собрании Кунсткамеры были представлены палеонтологические образцы, и началась их научная обработка и систематизация.
Пожар 1747 года уничтожил многие коллекции, а оставшиеся надолго были складированы в доме Демидовых. Это был большой удар для музея и для зарождающейся российской науки.
Екатерининское время — это новый этап в истории становления отечественных музеев и коллекционирования. Благодаря Екатерине II, в 1766 году Кунсткамера была восстановлена, открылась для публики и из палаты редкостей превратилась в естественнонаучный и исторический музей.
В годы правления Екатерины детище Петра I стало настоящим образовательным центром для различных слоев населения. Идея основателя Кунсткамеры о просветительской роли музея осуществилась.
В 1767 году руководителем натур-камеры в Кунсткамере был назначен академик Паллас Петр-Симон, энергично приступивший к приведению в порядок и пополнению естественно-методических коллекций. Это время систематического формирования коллекций и обособления кабинетов внутри Кунсткамеры.
Пережила новый расцвет Академия Наук, которую возглавила княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Она также уделяла большое внимание Кунсткамере.
Дальнейшая специализация областей научного знания привела к разделению в 1830-х годах Кунсткамеры на несколько самостоятельных музеев, часть из которых переместились в Музейный флигель, построенный за зданием Академии наук. На основе минерального кабинета образовался Минералогический музей. Разделение Кунсткамеры было окончательно закреплено новым Уставом Академии наук в 1836 году.
С 1875 года директором Минералогического музея становится Федор Богданович Шмидт, уделявший большое значение геологическим и палеонтологическим коллекциям, направление научной деятельности музея меняется. Музей переименовывается в Геологический, каким он и стал фактически при Ф.Б. Шмидте, а с 1912 г. – в Геологический и Минералогический музей имени Петра Великого.
Крупные раскопки начала XX-го века профессора В.П. Амалицкого, подарок слепка скелета диплодока, появление в 1908 году в коллекции крупных позвоночных, находка скелета индрикотерия изменяют направление научных работ в музее и дает начало исследованиям ископаемых позвоночных и палеонтологии позвоночных как биологической науки.
Потом следуют первая мировая война, революция, и только в 1923 году в Петрограде в новом помещении на Тучковой набережной открылся Палеонтологический отдел Геологического музея Академии наук. Была проделана большая работа по созданию новой экспозиции, сочетающей доступность и наглядность для широкой публики и оптимальные условия для научной работы.
Характеристику музея будущего дал академик А.Е. Ферсман: «Мы, несомненно, являемся новаторами нового типа музейного строительства и можем смело защищать его огромное научное и просветительское значение; мы подчеркиваем «научное», ибо такой музей, построенный при самой научной работе, не только должен выявлять ее, но и идейно направлять научную мысль, должен быть не складом или архивом, а живым орудием, толкающим и возбуждающим научную мысль, путем сопоставления и сравнения, намечая новые идеи, (согласно старого выражения знаменитого натуралиста конца XVIII в. Бюффона) «собирайте факты, из них родится мысль» (Ферсман, 1932).
В 1925 году произошло разделение Музея на два самостоятельных – Геологический и Минералогический. Активное развитие палеонтологии как биологической науки на материалах и коллекциях музея стало одной из приоритетных сторон деятельности Геологического музея. В марте 1930 года Музей был разделен на три самостоятельных института Академии наук. Директором Палеозоологического института стал Алексей Алексеевич Борисяк.
В 1934 году Палеонтологический институт вместе с Академией наук переезжает в Москву. Но только в 1937 году для музея выделяется часть здания в Москве в Нескучном саду и открываются первые два зала музея.
С этого времени начинается новая история Палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН, ведущая свое начало от Кунсткамеры, основанной Петром I 300 лет назад.
Дополнительно ссылки по теме:
http://www.ras.ru/kunstkamera/f27eca03-bd7c-4706-943a-22da91f03f2c.aspx
http://kunstkamera.ru/index/300/
http://www.fmm.ru/historyframe.htm