Июль 2015

2014 | 2016

      Следующий месяц

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

События


31 декабря 2014

В 2014 году исполнилось 300 лет со дня образования Кунсткамеры Петра I


В 1714 году, в связи с переводом столицы из Москвы в Санкт-Петербург, туда же перевозят личные коллекции императора и библиотеку и размещают в Летнем дворце. Эту дату принято считать датой основания Кунсткамеры и началом музейного дела в России.

  Pic1.jpg

Pic2.jpg

На втором этаже Летнего дворца, в трёх шкафах в нишах стен Зеленого кабинета, дверцы которых до сих пор застеклены «лунными» стеклами, помещались предметы первой петровской Кунсткамеры.

В 1716 году в Данциге (ныне Гданьск) у доктора медицины Готвальда была приобретена обширная коллекция минералов (1195 образцов). Дополненная образцами с российских месторождений, она послужила началом Минеральному кабинету Кунсткамеры. Собрание увеличивается и переводится в Кикины палаты, где с 1719 года открывается для публики.

Pic3.jpg

«...Тогда приказал его величество находящемуся под начальством лейбмедика Арескина, главнаго оной Кунсткамеры надзирателя, библиотекарю Шумахеру: поелику все в надлежащем порядке учреждено и разставлено, то бы впредь всякаго желающаго оную посмотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи....». Петр I создает музей для образования и просвещения и приказывает охотников до знаний привечать и угощать, а не деньги с них брать. В указе 1719 года «О сборе редкостей и их покупке у населения» Петр I пишет: «…Ежели кто найдет в земле какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости скотские, рыбьи или птичьи, не такие какие у нас ныне есть, …також бы приносили за что давана будет довольная дача…» Таким образом, началось целенаправленное комплектование музея.

В восьми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находилась библиотека с редкими книгами и лаборатория, где предписывалось «прилежно исполнять ... надлежащую химическую работу». В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические препараты, зоологические и ботанические диковинки.

Вместе с тем, в 1717 году началось строительство нового здания для Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова.

Pic4.png

8 февраля (28 января по ст.ст.) 1724 года  была основана Академия наук. Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725г., в её ведение перешли музей и библиотека. Кунсткамеру стали воспринимать в обществе как учреждение для работы «ученых мужей».

         В 1727 году Кунсткамера переехала в новое здание на Стрелке Васильевского острова, В 1745 году вышел из печати «Musei Imperialis Petropolitani. Vol. 1, pars tertia qua continentur ges naturales ех regno minerali». В этом каталоге разделы, содержащие описания кристаллов, поделочных, драгоценных камней и изделий из них, янтарей и окаменелостей, принадлежали М.В. Ломоносову. В разделах «Материи в камни обращенные» и «Животные водяные, в камень обращенные» перечисляются табулярии, ежи, рога Гаммоновы, камень с знаком целыя рыбы, рога единорога, куски дерева, в камень обращенного (Ломоносов, 1954). Таким образом, уже в первоначальном собрании Кунсткамеры были представлены  палеонтологические образцы, и началась их научная обработка и систематизация.

Pic5.png

Pic6.png

Пожар 1747 года уничтожил многие коллекции, а оставшиеся надолго были складированы в доме Демидовых. Это был большой удар для музея и для зарождающейся российской науки.

Екатерининское время — это новый этап в истории становления отечественных музеев и коллекционирования. Благодаря Екатерине II, в 1766 году Кунсткамера была восстановлена, открылась для публики и из палаты редкостей превратилась в естественнонаучный и исторический музей.

           В годы правления Екатерины детище Петра I стало настоящим образовательным центром для различных слоев населения. Идея основателя Кунсткамеры о просветительской роли музея осуществилась.

В 1767 году руководителем натур-камеры в Кунсткамере был назначен академик Паллас Петр-Симон, энергично приступивший к приведению в порядок и пополнению естественно-методических коллекций. Это время систематического формирования коллекций и обособления кабинетов внутри Кунсткамеры.

Пережила новый расцвет Академия Наук, которую возглавила княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Она также уделяла большое внимание Кунсткамере.

Дальнейшая специализация областей научного знания привела к разделению в 1830-х годах Кунсткамеры на несколько самостоятельных музеев, часть из которых переместились в Музейный флигель, построенный за зданием Академии наук. На основе минерального кабинета образовался Минералогический музей. Разделение Кунсткамеры было окончательно закреплено новым Уставом Академии наук в 1836 году.

С 1875 года директором Минералогического музея становится Федор Богданович Шмидт, уделявший большое значение геологическим и палеонтологическим коллекциям, направление научной деятельности музея меняется. Музей переименовывается в Геологический, каким он и стал фактически при Ф.Б. Шмидте, а с 1912 г. – в Геологический и Минералогический музей имени Петра Великого.

Крупные раскопки начала XX-го века профессора В.П. Амалицкого, подарок слепка скелета диплодока, появление в 1908 году в коллекции крупных позвоночных, находка скелета индрикотерия изменяют направление научных работ в музее и дает начало исследованиям ископаемых позвоночных и палеонтологии позвоночных как биологической науки.

Потом следуют первая мировая война, революция, и только в 1923 году в Петрограде в новом помещении на Тучковой набережной открылся Палеонтологический отдел Геологического музея Академии наук. Была проделана большая работа по созданию новой экспозиции, сочетающей доступность и наглядность для широкой публики и оптимальные условия для научной работы.


Pic7.jpg

Характеристику музея будущего дал академик А.Е. Ферсман: «Мы, несомненно, являемся новаторами нового типа музейного строительства и можем смело защищать его огромное научное и просветительское значение; мы подчеркиваем «научное», ибо такой музей, построенный при самой научной работе, не только должен выявлять ее, но и идейно направлять научную мысль, должен быть не складом или архивом, а живым орудием, толкающим и возбуждающим научную мысль, путем сопоставления и сравнения, намечая новые идеи, (согласно старого выражения знаменитого натуралиста конца XVIII в. Бюффона) «собирайте факты, из них родится мысль» (Ферсман, 1932).

В 1925 году произошло разделение Музея на два самостоятельных – Геологический и Минералогический. Активное развитие палеонтологии как биологической науки на материалах и коллекциях музея стало одной из приоритетных сторон деятельности Геологического музея. В марте 1930 года Музей был разделен на три самостоятельных института Академии наук. Директором Палеозоологического института стал Алексей  Алексеевич Борисяк.

В 1934 году Палеонтологический институт вместе с Академией наук переезжает в Москву. Но только в 1937 году для музея выделяется часть здания в Москве в Нескучном саду и открываются первые два зала музея.

Pic8.jpg

С этого времени начинается новая история Палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН, ведущая свое начало от Кунсткамеры, основанной Петром I 300 лет назад.

 

 

Дополнительно ссылки по теме:

http://www.ras.ru/kunstkamera/f27eca03-bd7c-4706-943a-22da91f03f2c.aspx


http://kunstkamera.ru/index/300/


http://www.fmm.ru/historyframe.htm


Возврат к списку