Экспедиции
Экспедиция на р.Абакан 2011
Автор: Щербаков Д.Е.
Несколько лет назад наш знакомый палеонтолог Виктор Сивчиков нашел насекомых в верхнем карбоне Хакасии, на реке Абакан. До этого в России каменноугольные насекомые в заметном количестве попадались только в Кузбассе и на Тунгуске. Побывав на Абакане в 2010 г., за три недели мы собрали пару десятков насекомых – для карбона неплохо. Поэтому в 2011 г. мы вместе с московскими палео- и просто ботаниками отправились в Хакасию снова.
Спустившись с Западного Саяна, Абакан течет среди степей Минусинской котловины навстречу Енисею. Берега и острова одеты тополевыми рощами. С юга к реке подступают живописные увалы, поросшие вольными травами. В августе плывут по небу косяки журавлей. Хакасы назвали эти места святыми (Ызых). На склонах холмов там и сям попадаются древние могилы.
Климат по сибирским меркам благодатный («сибирская Италия»), родятся не только кедровые орешки, но и дыньки с арбузами, помидоры вырастают агромадные – в Минусинске каждое лето проводят День Помидора. Минусинск младше Красноярска, но Транссиб обошёл его стороной, и потому здесь жив дух прежних времен. В Минусинск ссылали политических (Шушенское – неподалеку).
Минусинский публичный музей, старейший в Енисейской губернии, основан в 1877 г. провизором и собирателем Николаем Михайловичем Мартьяновым и носит его имя. Для этого музея, как и для нашего Палеонтологического, спроектировали и построили специальное здание (1890 г., архитектор В.А. Рассушин при участии ссыльного А.О. Лукашевича). Здесь прекрасное собрание археологических памятников, богатые этнографические и естественноисторические коллекции.
По правому берегу Абакана у горы Ызых на протяжении нескольких километров обнажаются континентальные отложения карбона с пластами угля, которые впервые обследовал Петр-Симон Паллас. В начале XX в. здесь основали поселок Изыхские Копи и начали добывать уголь, его прямо с берега вывозили на судах (зимой на лошадях) в Минусинск. Потом появились угольные шахты, а сейчас добыча идет в карьерах в нескольких километрах отсюда.
В одном из карьеров мы проработали несколько дней на отвалах пород средней перми. Насекомые там попадаются почаще чем в карбоне и своеобразны по составу. Но сидеть целые дни в каменной яме скучновато, и мы постарались поскорей перебраться к реке, тем более что интересовали нас в первую очередь карбоновые насекомые. Изыхский береговой разрез по своей полноте и непрерывности не имеет равных в регионе и считается эталоном здешнего континентального карбона. В нем представлены разнообразная флора, двустворки, ракообразные, рыбы, а теперь еще и насекомые, их яйцекладки и погрызы на растениях, а также следы беспозвоночных. Мы нашли насекомых на нескольких уровнях верхнего карбона, а один слой с листовыми кровлями и семенами кордаитов оказался ими сравнительно богат. Всего удалось собрать около сотни отпечатков, по большей части древних ортоптероидов. В нижнем карбоне насекомых не встретили, зато отыскали очень интересные растения. По составу энтомофауна минусинского карбона отличается от кузнецкой и тунгусской.
Жили мы у заботливой хозяйки, на готовых харчах. Иногда обнажения находились почти на задворках участков, утыкавшихся в береговой обрыв. Но рядом были река с быстрой водой, тополевые рощи, степь с волнами ковыля и ароматом полыни. Кстати, от Хакасии недалеко до Монголии. Так что вспоминается эта поездка как самая настоящая экспедиция. И если будет повод, еще разок махнем в Абакан…
Фото: Щербаков, Башкуев и Лукашевич